От гипотез к стратегическому анализу: следующий шаг в исследовании на основе платформы ХайХаб

5 сил Портера, анализ конкурентов и SWOT-анализ: фундамент для построения HR-стратегии

Какие внешние и внутренние факторы влияют на текучесть и удержание сотрудников? Во второй части серии статей мы продолжаем рассказывать о студенческом исследовании, посвящённом стратегии удержания сотрудников с помощью ХайХаба.
После анализа целевой аудитории и формулировки гипотез, следующим логичным шагом стал стратегический анализ. Расскажем подробнее об оценке позиций продукта на рынке, преимуществах, рисках и конкуренции.

Стратегический анализ

На этом этапе студенты при помощи классических инструментов анализировали, в какой среде существует продукт ХайХаб и как он может развиваться, учитывая реальные потребности HR-рынка.
Целью этого этапа было определение ключевых внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на успешность ХайХаба и, как следствие, на стратегию удержания сотрудников при помощи платформы.

SWOT-анализ

SWOT-анализ позволил определить внутренние сильные и слабые стороны платформы, а также внешние возможности и угрозы.

5 сил Портера

Анализ по модели рыночных сил Портера помог структурировать представление о конкурентной среде.
Были рассмотрены:
  1. Потенциальные конкуренты
  2. Конкуренты в отрасли
  3. Заменители
  4. Клиенты
  5. Поставщики
Ниже тезисно приведены выводы по каждой из пяти сил Портера, к которым пришли студенты в ходе анализа.

Потенциальные конкуренты
Средняя: Вход на рынок HR-технологий требует значительных вложений в разработку и продвижение платформы. Однако относительно низкий барьер для входа для компаний с опытом в разработке программного обеспечения делает угрозу появления новых конкурентов средней.

Конкуренты в отрасли
Высокая: Рынок HR-технологий и услуг по удержанию персонала высококонкурентен. Существует множество платформ и компаний, предлагающих аналогичные решения. Конкуренция проявляется в цене, функциональности, удобстве использования и качестве поддержки.

Заменители
Высокая: Существуют множество альтернативных способов удержания персонала, не связанных с использованием специальных платформ. Это могут быть традиционные HR-практики, корпоративные мероприятия, программы обучения, увеличение зарплаты и т. д.

Клиенты
Средняя: Клиенты (компании, использующие HR-платформу) имеют среднюю торговую власть. Они могут выбирать между разными платформами, торгуясь за цену и условия договора. Высокая конкуренция на рынке усиливает позицию покупателей

Поставщики
Низкая: Поставщиками для ХайХаб являются компании, предоставляющие инфраструктуру (облачные сервисы и т. д.), и специалисты по разработке и поддержке программного обеспечения. Угроза сильной торговой власти поставщиков низкая при условии использования стандартных и распространенных технологий.

Анализ движущих сил

Понимание движущих сил имеет ключевое значение при построении стратегии. Данный анализ позволяет выявить внешние факторы, которые будут оказывать наибольшее влияние на развитие продукта или компании в ближайшие годы. Для нас это возможность заранее адаптироваться к изменениям и развивать продукт с учетом рынка, а для клиентов — возможность выбрать наиболее подходящий инструмент с учетом собственных целей и тенденций рынка.
Ниже представлен анализ движущих сил, подготовленный студентами ЮФУ в ходе исследования.

Анализ конкурентов

В рамках этого блока были проанализированы ключевые конкуренты ХайХаба — как прямые (другие HRM-системы), так и косвенные (корпоративные порталы и CRM с функциями HR).

Было проведено два этапа: анализ конкурентов по функционалу систем и карта стратегических группировок.

Карта стратегических группировок
Список рассмотренных конкурентов: HH, Avito, Работа.ру, Express, VK People Hub, Б1, СБИС, Битрикс24. HRM, SkillAZ.
Список параметров:
  • найти сотрудников;
  • оценить/обучить и удержать сотрудников;
  • комплексные решения (консалтинг HR, комплексные системы HR)
Анализ по функционалу
Список рассмотренных конкурентов: Битрикс24, Avito, Mirapolis, Пульс, HRBOX, K-Team, Websoft HCM, Пряники, Моя команда, Motivity, Neon HRM.

На данном этапе критериями было сравнение всех сервисов ХайХаба на предмет наличия подобных сервисов у конкурентов и — наоборот, а также оценивалась стоимость продукта.

В результате авторами исследования был сделан вывод, что Хайхаб имеет значительное преимущество по соотношению стоимости тарифа и предложенного функционала. Но у платформы есть одно упущение: отсутствует функция геймификации, которая набирает популярность в настоящее время.
На основе стратегического анализа студенты получили более полное представление о среде, в которой развивается ХайХаб. Эти данные легли в основу дальнейших этапов  исследования и стратегии на основе ХайХаба, о которой мы расскажем в заключительной статье.
Следите за нашим блогом — мы поделимся интересными инсайтами и результатами исследования.

Смотрите также в нашем блоге:

Оставить заявку
на демонстрацию сервиса